понедельник, 22 августа 2011 г.

Перед освобождением

- А я не желаю мести, - прошептал Розен. - Я хочу только вырваться отсюда.

Как-только я узнала, что Ремарк посвятил "Искру жизни" своей сестре, погибшей  в одном из концентрационнх лагерей Германии, сразу же захотелось прочитать её. Мне казалось, что эта книга дожна быть одной из лучших, так и получилось.
В "Искре жизни" события разворачиваются весной 1945 года в концлагере Меллерн вблизи небольшого городка. Прототипом лагеря считается знаменитый Бухенвальд, где и была убита сестра писателя, а родной город Ремарка Оснабрюк служит прототипом города вблизи лагеря. Это можно определить по постоянно упоминающейся церкви Святой Катарины, которая была и в "Возвращении", и в "Время..", и  в реально существующем Оснабрюке, так и в "Искре.."
Героями становятся заключенные Малого лагеря, люди которые уже не способны работать и дожидаются своей смерти, иногда естесственной, от голода например, а не от неоправданной жестокости дежурного Хандке или СС-овца Вебера, но сейчас не об этом. Действие разворачивается в марте 1945, нам сейчас кажется- всего каких-то два месяца и война закончится, наступит долгожданный мир и все виновные будут наказаны. Но нет, для кого-то может два месяца пролетели как один день, но только не для лагерный заключенных, которые должны были бороться за каждый прожитый день... Когда читаешь роман, хочется ругать армии союзников( весьма несправедливо конечно, но с чувствами совладать сложно) - какого чёрта они так медленно наступали?! Мы потерпели колоссальные потери и тот подвиг, который совершил наш народ никак не может быть осуждён за так называемую медлительность, но американцы?! Им ничего не стоило подтянуть побольше сил и задавать Третий рейх в кратчайшие сроки, возможности на это точно имелись, а Германия уже билась в предсмертных конвульсиях. Но историю не исправишь и читатель проживает вмести с заключенными эти два месяца, пытайся хоть немного осознать все ужасы происходящего.
Но за что, я люблю эту книгу, как и "Время..." и "Возлюби ближнего своего", так за чувство надежды, которая сначал слабым огоньком поселяется в измученных душах людей, узнав что американцы и англичане форсировали Рейн, а потом разраствается в пламя общего лагерного сопротивления и вер и надежды на освобождение. Они впервые почувствовали связь с миром. Помощь близка и надо только продержаться. Постепенно их умы проясняются, разговоры становятся более содержательными насыщенными, они как-будто выходят из комы, медленно привыкая к тому, что возможно у них будет будущее, свободная жизнь без бараков, ограждений и надсмоторщиков. Все это мастерски передаёт Ремарк через речевые характеристики героев.
Центром сопротивления в Малом лагеря составляют "ветераны", люди просидевшие в лагере почти с момента его основания: Фридрих Коллер( позже отказался от имени и в романе о нём говорится, только как о "Пятьсот девятом"), которого посадили в Меллерн одним из первых, Бергер, бывший хирург, мальчик Карел одинадцати лет, Лео Лебенталь, успешно занимающийся обменом в лагере, а также двое "новичков", прибывших из лагеря смерти и избежавшие гибели благодаря помощи Пятьсот девятого. Они и многие другие пытаются дожить до падения фашистской Германии, проявляя лучшее сови качества в таких тяжёлых условиях- дух товарищества, который служит единственной опорой на войне, войне за жизнь, будь то фронт или барак лагеря.
Роман охватывает огромные группы людей, ведь кроме Малого лагеря, существует и основной, в котором заключённые трудяться на всевозможных работах в городе или внутри лагеря( ярко представлен коммунистами Левинским и Вернером), также мы видим и лагерное начальство- от мелких дежурных(заключенные получившие власть и "озверевшие") до верхушки- начальника Нойбауэр и его помощника Вебера. Стоит отдельно рассказать про управление лагеря. Во главе стоит жалкий, трусливый человек, до 1933 не представляющий из себя ровным счётом ничего. Он мнит себя самым гуманным начальник и делает всё возможное для заключённых, как он думает. Даже садист Вебер вызывает у меня меньше негативных эмоций чем такой Нойбауэр. Пустой, абсолютно пустой и никчёмный. Когда его сдал собственный водитель американцам, я чуть ли не прыгала от радости. Особенно запомнились слова Альфреда(водителя) в ответ на обвинение в предательсвте от начальничка:

-Это ты х сюда привел?
-Да.
-Иуда!
-Но вы не Христос, Нойбауэр, а я не нацист.

Похожее чувство успытывала, когда Пятьсот девятый стрелял в Вербера, но не убил его. И вот на раненного обрущивает горящая балка и подает прям на шею. Балка! Звучит отвратительно, что я так радуюсь смерти, но он заслужил её как никто другой. Жаль, что я пропустила судьбу его протеже Штейнбреннера, немца, воспитанного полностью на идеологии Гитлера, бессердечная и жестокая машина для убийства. Но с ним меня мучает другой вопрос, что для Ремарка значит эта фамилия? Как она связана с его собственной жинзью? Не могут же случайно все самые бесчеловечные герои его романов носит одну и туже фамилю просто так? В "Возлюби ближнего своего" гестаповец, из-за которого бежал Штайнер из страны, во "Время жить и время умирать" молодой доносчик, убитый Гребером( гл. герой) на последних страницах романа. Что сдела некий Штейнбреннер Ремарку, что тот его так яростно ненавидит?
Раз уж упомянута смерть Вебера, нельзя не сказать пару слов о Пятьсот девятом, погибшем почти перед самым освобождение. Если честно я так и не поняла, как он погиб и почему. Зачем Ремарку поданобилось убивать практчески главного героя, человека, вокруг которого сформировалось Сопротивление Малого лагеря, человека, который отказался выполнить приказ Вебера и выжил после этого, вселив уверенность и надежду всем заключенным Меллерна. Я панически не люблю смертей среди главных действующих лиц...но тут наверно можно объяснить его смерть, как одно из проявлений авторской позиции( привет И.М). Мне кажется тем самым он хотел сказать, что будущее лежит на за пятидесятилетними заключенными, из памяти которых уже никогда не уйдёт лагерь и все его ужасы, а за молодыми, за теми кому есть с кем строить новую жизнь. Ремарк видит будущее, как и его герой Пятьсот девятый, за Бухером и Рут. Они единственная пара в произведении, Рут практически единственный женский персонаж в романе, не смотря на то, что рядом находился и женский сектр, о нём почти не говорится. Бухер и Рут всё время заключений переговаривались через двойную колючую проволку, Бухер кидал Рут еду, которую удавалось добыть. Душевная связь, общая надежда, постепенно разраставшаяся... Я плохо представляю себе Рут внешне, но о описанию- молодая девушка, с седыми волосами и оставшимися шестью зубами. Мой мозг отказывается рисовать такую картину. В итоге они вместе выходят их лагеря и последние строки романа описывают их первый вечер на едине в заброшенном доме.  Нет громких слов о любви и о прочих сентиментальных глупостях, но есть свобода и тот, с кем её можно разделить, забыть кошмар последних десяти лет и начать жизнь с чистого листа.
Как всегда Ремарк интересен небольшими сценами, проходными персонажами, которые формируют общую атмосферу. Всем этим знаком и любим писатель, но в "Искре жизни" прозвучали такие ноты, которые никогда до этого не появлялись в творчестве Ремарка.
Он приравнял коммунизм к фашизму. Коммунизм, как и любая тоталитарная система предполагает безоговорочное подчинение, неконтролируемую власть одной партии и ту же самую машину урегулирования народа через страх, пытки и концентрационные лагеря. Моя мама считает, что между коммунизмом и фашизмом есть принципиальное различие- наши, то есть коммунисты, убивали своих граждан- "наводили порядок" внутри собственного государства, тогда как фашисты вторглись в чужие страны. Не согласна, ведь была же у наших идея мировой революции, да и смерть всегда смерть, независимо от деталей и формальностей. Я полностью поддерживаю взгляды Ремарка, который выступал против любой формы насилия, будь то война, либо внутрегосударственное устройство, базрующееся на смертях тысячи и сотни тысяч людей.
И в заключении, нельзя не провести мысленнцые параллели между "Искрой жизни" и "Одним днём Ивана Денисовича" Солженицына. Тема, люди и идеи этих величайших писателей двадцатого века очень близки. Надо сохранять человеческое даже в бесчеловечных условиях. Нужно сохранить рассудок, но не поддаваться ложным надеждам.

Сложный и тяжелый роман. Глубокий и искренний.